Путешествия

Поход на байдарках. Кереть 2018

С маршрутом определились еще в январе 2018 года, хотя в планах он был еще в 2017 году, но в 2017 году решили сходить на Ладожские шхеры и это совсем другая история. В этом же, 2018 году, очень хотелось совместить порожистый экстрим с неспешной медитативной греблей по красивейшим озерам Карелии и просторам Белого моря. Благодаря нашему другу – магазину туристического снаряжения — LetoVmeste за помощь в снаряжении, 14 июля 2018 года мы отправились в наше путешествие.

Основной состав группы 10 человек. Окончательный состав определился за 2 недели до начала похода. Таким образом, у нас получилось 4 города: Санкт-Петербург – 2 человека, Северодвинск – 1 человек, Москва – 3 человека и Воронеж – 4 человека и шесть экипажей.

Взять билеты даже за 90 дней на прямой поезд до ст. Лоухи из Воронежа было проблематично, но мы справились с этой задачей – ехали в одном плацкартном купе, за байдарки отдали по 450 руб. – оформив багажный билет, так спокойнее и никаких нареканий со стороны начальника поезда.

Воронеж нас провожал жаркой погодой и, как выяснилось позже, мы эту жару увезли в Карелию на поезде Адлер-Мурманск.

На станцию Лоухи мы прибыли ночью в 22.45, нас ждали ребята из Питера и заказанный ранее транспорт. До места  мы добрались на микроавтобусе и легковушке до озера Плотичное, в 2-х км южнее посёлка Парфеево (он не жилой). От автодороги до озера по лесу 500 м. Микроавтобус съехал по грунтовке и довез нас прямо до поляны. Берег высокий, сухой, сильно загаженный туристами и рыбаками. Мест для палаток много.

Алексей – капитан из Москвы

Владимир – капитан Воронеж

На поляне нас ждал Илья из Северодвинска, ставить лагерь не стали, собрали байдарки, наспех упаковав вещи в гермы, отчалили от берега и спустя час (пройдя 3 км) пристали к острову Хухтошуари.

День первый – 16 июля

Встретив восход солнца, поставили палатки  и легли спать Утром начали сборку, к 12.00 часам позавтракав, собрав лагерь, встали на воду.

Вышли в 13.10. Двигались на запад, вдоль правого берега острова Реутошуари (Буян). Остров окружен невысокими скалами (7-8 метров), что привлекает туристов. Также на острове очень часто дует сильный ветер, откуда возникло русское народное название — Буян. Выход из озера — широкая протока. В начале протоки стоянка на ПБ на лесистой поляне. Двигались вдоль северо-восточного берега озера Нюкки до автомобильного (железобетонного) моста. На левом берегу большая поляна – оттуда стартуют туристы на катамаранах, с правого берега не большой спуск к воде, можно ставить на воду байдарки, для катамаранов спуск менее удобен.

Через 300 м. расположен железнодорожный мост. Далее цепь озер. Средняя ширина озёр 1 км. Двигаемся на северо-восток. Через 4,5 км, пр.№1 – лёгкое убыстрение течения в левой протоке. Старый сплавной ряж по обоим берегам. Сложности не представляет. Идём без просмотра. Общая длина 70 м. Страховка не нужна. После прп №1, через 200 м. русло поворачивает на север, через 2,5 км долина реки поворачивает на запад. Через 700 м. прп.№2. Длина 1км. Возможен просмотр по ЛБ. 2 ступни. В 1-ой ступени 2 обливных камня. За камнями небольшая бочка и валы высотой до 50 см., лёгкий навал на ряж правого берега. Выход гладким сливом, половина которого – бочка до 0.5 м – это порог Щелевой, вторая ступень, на левом берегу живописная стоянка с видом на порог. Становимся на стоянку и катаемся по порогу.

Порог Щелевой.

Покатушки по порогу Щелевой.

День второй – 17 июля

С утра начали прохождение порога. «Кривой-1». Длина пор. 500 м

Порог начинается после сужения русла. С правого берега ряжевая стенка. В пороге 3 ступени.

1 ступень – убыстрение течения до острова. При сужении русла навал на скалу ЛБ;

2-ая ступень порога начинается около острова. Прямой слив с валами высотой до 60 см. сразу за островом завал из бревен. Проход между завалом и обливным камнем. Эта ступень заканчивается обливным камнем, находящимся левее центра русла.

3-я ступень порога представляет простой прямой слив с легким прижимом на скалу правого берега. За порогом есть стоянка на ПБ

Через 1 км вышли в небольшое озеро, которое пересекли в западном направлении. Протока из озера широкая в С-З направлении в конце протоки перед выходом в озеро через 3 км пор. «Керчуг». Это короткий пологий слив длиной примерно 50 — 100м  глубокий, проход без осмотра по центру. Сразу за порогом начинается оз. Керчуг. Самая лучшая стоянка на острове на высотке, хорошо оборудована, есть баня, стол и каркасный навес над столом. Оптимальное место для дневки. ( Для любителей GPS координаты:       N 66° 06.200’ E 032° 39. 342’). Выход из озера сразу за островом, по берегам есть пара стоянок, не советую искать стоянки слева от вхождения реки в озеро: там их просто нет (проверено). Далее озеро Травяное, длинное и скучное плавно перетекает в реку.

Кереть делает поворот налево (справа остаётся заливчик, к краю которого подходит дорога), сужается, и начинается цепочка двух порогов. Проходятся без осмотра по основной струе в языки. После небольшого плёса начинается порог Белый Клык (2КС). В связи с малой водой порог был интересен. Проход по центру в основной слив. Но очень важно, что в конце порога стоит огромный обливняк. Камень находится на середине реки и в него бьёт струя, с наплыва не заметен. Обход этого обливняка, справа. Сразу за порогом стоянка на левом берегу.

В связи с тем, что вышли в полдень и воды в реке мало пороги «Белый клык»,  «Мураш» проходили на встречу солнцу – «Солнце в глаза» — это было весьма интересно.

Через 500 метров перекатом начинается порог Мураш (3КС). Заход в первый слив от центра, ближе к правому берегу, дальше по валам. Затем река делает поворот на 90° и до следующего поворота проход по центру по языкам не прижимаясь к берегам, в нашем случае одну из байдарок вынесло на отмель у правого берега. У выхода из порога (ориентир – высокий скалистый правый берег) – 2 подводных зубца прямо на середине реки (их хорошо видно с воды). Обходить зубцы слева, максимально прижимаясь к крайнему, так как сразу за ними не видный с наплыва обливняк слева у берега. Матрос, пройдя зубец начинает интенсивно грести левым веслом, уводя байдарку от обливняка вправо, дело капитана – чуть выправить байдарку, чтобы не налететь на обливняк кормой. Порог очень мощный, стоят жёсткие валы, но все они – чистые. Порог прошли тандемами. Сразу за порогом есть стоянка на правом берегу – ремонтная – «Шинмонтаж». На следующий день у нас была дневка: ремонт судов, рыбалка и празднование годовщины свадьбы у четы Севостьяновых.

Порог Мураш.

День третий 18 июля – дневка у порога Мураш

Кожаная свадьба – кожаные подарки.

Вечер.

День четвертый - 19 июля

Погода нас как всегда радовала, редко увидишь в Карелии солнечный и теплый поход, единственным минусом в походе было обилие мошки, итак  сегодня у нас по плану добраться до озера Варацкого – преодолев все препятствия на своем пути.

Озеро Новое – правый берег с цветущим Иван-чаем.

На нашем пути  сегодня будут следующие пороги: Сухой, Кривой-2, Долгий и Варацкий. Прекрасная природа Карельского края радовала глаз, местами это были карельские пейзажи, а иногда они напоминали среднюю полосу России.

Замечательные таблички – и действующие – мусора очень мало.

Железнодорожный мост после порога Сухой.

Порог Долгий примерно 2,5 – 3 км. Сложной шиверы.

Порог Варацкий произвел на нас впечатление сложного порога, имея разношерстную группу – новичков, я решил частично обвести порог. Таким образом, порог прошли два экипажа: Алексей — на Викинге и Саша+Вася на Свире-2. Порог был осложнен временным подходом к нему. Подошли к порогу уже вечером, решили новичков в порог не пускать и сделать частичную проводку порога, т.е. второй ступени, третья ступень представляла собой бурную шиверу, со множеством камней в русле. Порог заканчивается за автодорожным мостом. На правом берегу реки за мостом много мест для стоянок, но так как порожистую часть мы прошли, было принято решение дойти до озера и встать на дневку.

Озеро Варацкое.

День пятый – 20 июля – дневка на озере Варацкое

День выдался солнечным и теплым, как обычно отдыхали от вчерашнего дня, ремонтировали байдарки – хоть и взяли ремкомплекта в достатке но были ошеломлены наличием множества заплат, хотя чему удивляться в русле реки в основном гранит и кварц режет шкуру как нож, успевай лавировать.

Карельский пейзаж.

Ремонт байдарок.

Отдых.

«ЛетоВместе» с нами в Карелии.

День шестой – 21 июля

Пороги: Карешка I к.с.; Краснобыстрый  III к.с.; Масляный II к.с.; Павловский II к.с.

Утро выдалось «бодрое» — дул встречный ветерок и пришлось выходить галсами и идти порядка 400 метров по открытой воде озера. На противоположном берегу стояла группа на катамаранах, они оставались на дневку, пожелав им хорошего отдыха и получив небольшие наставления о предстоящих порогах мы двинулись дальше. Огромное спасибо выражаем врачу этой группы за предоставление нам лекарства от укусов мошки — Парлазин, которое в дальнейшем было занесено в аптечку. Никто из экипажей сильно не вырывался вперед, и все байдарки шли в прямой видимости друг друга.

На выходе из озера Варацкое порог Карешка I к.с. Д-100м, Ш-40м. Прошли без осмотра по центру, лавируя между камнями. Было такое чувство что после пройденных порогов, экипажи притерлись к друг другу и теперь не страшны любые препятствия, но оказалось что эта притирка не для всех.

Через 2 км подошли к порогу Краснобыстрый II-III к.с. Осмотр возможен как с правой, так и с левой стороны. Мы причалили к левому берегу и пошли смотреть сам порог.

Заход в порог по центру чуть левее, далее прижиматься к левому берегу – мощный косой неудобный слив с пульсирующим валом, через метров 10 после слива нужно успеть вывернуть лодку к центру и пройти по струе между трех бочек, расположенных в шахматном порядке, далее по струе прижиматься к правому берегу, слева много подводных и надводных камней.

Салют решили обвести основной слив и выпустить его от правого берега дальше.

Собрались мы перед неудобным сливом с капитанами стоим, обсуждаем как проходить и выходить на бочки, потому как слив действительно не удобен. Справа от основной струи слива образуется так сказать гребень волны, за которым пенная бочка с «обливняком», а слева прижим и выход  на косые бочки по центру же стоит «зуб» который не виден с воды и пока мы обсуждали прохождение глядим а наша Щука, капитан Аврин (Борисыч), матрос Севостьянова Юлия уже штурмуют порог. Прошли по гребню и внезапно Щука клюет носом, матрос оказывается в пене, а капитан на «высоте» и также внезапно, Щука выравнивается и проходит основную часть, как и оставшийся порог, как ни в чем не бывало.

Дальше было еще интереснее в порог пошел адмирал на Хатанге Тревел-3, так он прошел по самому гребню волны, сыграл так сказать как по нотам, пройдя основной слив, выскочил на пульсирующий вал, все думали что там камень, а он как ни в чем не бывало, прошел косые бочки и, причалив за порогом к правому берегу – вышел на лоб контролировать дальнейшее прохождение порога.

Следующими в порог пошли Саша и Вася на Свире и кто бы мог подумать, что слаженный экипаж кильнется сразу после основного слива. Весла уплыли, а ребята остались держать байдарку и ожидать спасателей. Которые подоспели, вовремя кинув спас концы и вытащив байдарку на берег. Ребята задели подводный камень и порезали тем самым шкуру. Обошлись лишь легким испугом, весла и тапки были пойманы и отданы экипажу.

Спасательные работы «Свиря».

Обводка «Салюта» и старт «Гарпуна».

И снова «киль».